Составила: Зорина Светлана Львовна, воспитатель дошкольной группы, квалификационная категория, БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа,
Грязовецкий
район.
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский
Участники проекта: дети разновозрастной группы, педагоги дошкольной группы,
родители воспитанников.
Срок
реализации: в
течение года.
Образовательные
области: художественная литература, коммуникация, художественное
творчество, социализация.
Целями данного проекта является формирование коммуникативных и
речевых умений детей дошкольного возраста на основе работы с
детской книгой; развитие свободной творческой
личности ребёнка; приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие
задачи:
1. Познакомить детей с жизнью
и творчеством Т.Л. Петуховой, прививать любовь к её творчеству.
2. Формировать у детей
устойчивый интерес к чтению художественных произведений.
3. Совершенствовать навыки слушателя: улучшать
слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений.
4. Развивать у детей интерес к заучиванию
поэтических произведений.
5. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно
обращаться к книге, как источ-
нику содержательного и занимательного
проведения досуга.
6. Развивать речь как
средство общения; учить строить высказывания. Обогащение и активизация словаря. Формирование и
совершенствование грамматического строя речи.
7. Развивать познавательную активность, творческие
способности дошкольников.
8. Воспитывать у детей патриотические и гражданские
чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш
край.
9. Расширять представления
родителей о детской литературе.
Актуальность
темы.
Развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном
дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время
нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с
развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном детстве
закладывает основы успешного обучения в школе.
На сегодняшний день - образная, богатая
синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного
возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
•Односложная, состоящая
лишь из простых предложений речь.
•Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
•Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
•Бедная диалогическая речь:
неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог.
• Отсутствие логического обоснования своих
утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
• Плохая дикция.
Ознакомление
с художественной литературой тесно связано с развитием речи.
Опыт работы с детьми
показывает, что, к сожалению, в век компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям,
предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством
писателей - земляков семьи
знакомы недостаточно.
Дошкольное детство - очень
важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать
окружающий мир и себя в нём, формировать нравственные чувства и оценки,
развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник
является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Надеюсь, что благодаря
знакомству с произведениями Т. Л. Петуховой дети познакомятся с художественным
описанием жизни; обогатится их речь, дети научатся вести непринуждённую
беседу, смогут грамотно доказывать своё мнение, научатся выразительно читать
стихи и быть внимательными слушателями. Дети и родители познакомятся с новыми
формами работы с книгой и чаще будут
устраивать семейные чтения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Срок.
|
Содержание.
|
Задачи.
|
1-й этап — накопление знаний.
|
||
сентябрь
|
Беседа «Все работы хороши».
|
Закрепить знания детей о разнообразных профессиях -их названии и роде деятельности; рассказать о профессии
«писатель», «поэт»; воспитывать уважение к труду взрослых.
|
сентябрь
|
Подбор литературы.
|
Пополнение
библиотечки дошкольной группы книгами Т.
Л. Петуховой.
|
октябрь
|
Просмотр фрагментов презентации
«Подарим детям радость, свет..»
|
Знакомить
детей с биографией и творчеством Т. Л. Петуховой. Воспитывать
гордость за талантливых земляков, которые прославляют наш родной край.
|
ноябрь
|
Беседа «Откуда пришла книга?»
|
Дать детям
знания о том, как делается книга: бумагу для
книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление
книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к
книгам надо относиться очень бережно.
|
декабрь
|
Просмотр видеофильма «На вотчине Деда Мороза».
|
Расширять представления
детей о культуре родного края, знания о сказочном
персонаже.
|
в течение года
|
Рассматривание книг, иллюстраций
по произведениям Т. Л. Петуховой.
|
Вызвать эмоциональный
отклик у детей. Воспитывать у детей внимание,
усидчивость.
|
в течение года
|
Чтение произведений поэтессы
в вечернее время без комментариев и
вопросов.
|
Воспитывать
уважение к людям, прославившим Вологодский
край. Расширять знания детей о творчестве писательницы и поэтессы Т. Л. Петуховой.
|
в течение года
|
Художественное творчество по произведениям Т.Л. Петуховой (индивидуальная
работа).
|
Учить отражать
свои впечатления от произведений в творчестве.
Воспитывать у детей любовь к природе, чувство доброты, дружбы, товарищества, умение понимать
юмор.
|
в течение года
|
Сюжетно - ролевая игра «Библиотека».
|
Учить детей
ставить друг другу игровые (разнообразные)
задачи. Учить выбирать любые предметные способы решения игровых задач: обобщённые игровые задачи и
действия с предметами-заместителями, игровые действия с воображаемыми предметами. Учить детей
правилам пользования книгами.
|
в течение года
|
Музыкальная
деятельность.
|
Знакомство и разучивание песен на стихи Т. Л. Петуховой
«Давай не будем хмуриться», «Чёрный кот», «Эх,
папа!».
|
2-й этап -практический.
|
||
сентябрь
|
В книжном уголке
поместить портрет Т.Л. Петуховой, оформить выставку книг поэтессы.
|
Познакомить детей с биографией и творчеством Т.
Л. Петуховой.
Развивать умение отвечать на вопросы по данной теме.
|
октябрь
|
Заучивание стихотворения «Модница».
(коммуникация, художественная литература)
|
Помочь детям
понять содержание стихотворения. Учить читать его выразительно: особенно
строчки «Как я могу загорать, если платьев сорок пять?!». Закрепить знания детей об овощах. Активизация
словаря: капуста, помидор, овощи, модница.
|
октябрь
|
Драматизация
стихотворения «Модница».
|
Закрепить
знание текста стихотворения. Обыгрывание
стихотворения в свободной, самостоятельной
деятельности.
|
ноябрь
|
«Снег
родился».
(коммуникация, художественная литература, художественное творчество)
|
Помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его. Учить
выразительно читать стихи. Воспитывать у
детей любовь к природе, умение видеть её красоту. Упражнять детей в умении
передавать в рисунке явления природы. Активизация словаря: распахиваю, самый
чистый, первый снегопад, снег
родился.
|
декабрь
|
Творческое рассказывание «Сказка про Деда Мороза», (коммуникация, художественная
литература)
|
Подготовка детей старшего
возраста к литературно-словесному творчеству. Упражнять детей в умении заканчивать начатое взрослым
предложение, составлять предложения по образ-
цу-
Использование
различных синтаксических конструкций,
употребление согласованных существительных и глаголов. Познакомить детей со стихотворением вологодской
поэтессы Т.Л. Петуховой «Дивное царство». Развивать
детское воображение, мышление, сообразительность.
|
январь
|
«Снеговик».
(коммуникация,
художественная литература, художественное
творчество)
|
Упражнять детей старшего возраста в образовании од-нокоренных слов. Познакомить
детей со стихотворением вологодской поэтессы
Т.Л. Петуховой «Снеговик». Продолжать учить
анализировать текст. Учить наизусть стихи. Закреплять знания о круглой форме, о различии предметов
по величине. Учить приёмам вырезывания
кругов из квадратов. Дополнять изображение
дополнительными деталями. Формировать умение
работать в коллективе.
|
февраль
|
Инсценировка
стихотворения Т.Л. Петуховой «Доброе слово».
|
Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту,
чувство дружбы. Продолжать учить детей старшего возраста
выразительно читать стихи, инсценировать их.
|
март
|
«Самая хорошая».
(коммуникация, художественная литература, художественное творчество, социализация)
|
Формировать (у детей
ср.возр.), совершенствовать (у детей ст.
возр.) умение согласовывать слова в предложении, совершенствовать
диалогическую и повествовательную речь,
обогащать речь детей прилагательными.
Продолжать знакомить детей с
творчеством вологодской поэтессы
Т.Л. Петуховои, продолжать учить анализировать текст с помощью
вопросов и ответов. Учить располагать
изображения цветов на всём листе (ср.возр), совершенствовать умение рисовать
портрет (ст. возр.).
|
апрель
|
Целевая прогулка по участку.
|
Познакомить
со стихотворениями «Вот и мы!», «Зачем сломали веточку?». Воспитание
любви к природе, осознанного отношения к ней, показать детям пробуждение
природы (растительного мира).
|
май
|
«Путешествие
по разноцветным страничкам».
|
Уточнить
знания детей об особенностях литературного творчества
вологодской поэтессы Т.Л. Петуховои: её стихи
учат любить природу; добру, трудолюбию; некоторые из них весёлые,
озорные. Через поэзию воспитывать у детей
нравственные качества, чувство дружбы и товарищества, трудолюбие, умение понимать шутку, юмор. Продолжать
учить выразительно читать стихи, инсценировать
их, петь песни. Активизация словаря: модница, доброта, портниха,
«темна глубина», «шевелит лучами, словно плавниками».
|
июнь
|
Целевая прогулка на луг.
|
Познакомить со
стихотворением «Одуванчик - парашют». Воспитывать у детей наблюдательность, умение
замечать красоту природы.
|
июнь
|
Викторина
«Угадай стихотворение».
|
Систематизировать
знания детей о творчестве поэтессы Т. Л. Петуховои. Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи.
|
3-й этап - презентация проекта.
|
||
апрель
|
Выставка
детских творческих работ.
|
Показать,
как дети отражают свои впечатления от произведений
Татьяны Леонидовны Петуховои в творчестве, используя
разные художественные материалы.
|
май
|
Конкурс
чтецов по произведениям Т.Л. Петуховои.
|
Систематизирование
знаний детей о литературном творчестве вологодской поэтессы Т. Л. Петуховои.
Продолжение
работы над выразительным чтением детьми
стихотворений.
|
июнь
|
Анализ
результативности.
|
Проанализировать,
добились ли в результате реализации
проекта того, что ожидали от него. Актуален
ли и эффективен метод проектирования по ознакомлению с
творчеством поэтов на практике.
|
Работа с
родителями.
|
||
октябрь
|
Анкетирование
родителей.
|
Выявить уровень увлечения чтением в семье.
|
октябрь
|
Просмотр презентации «Подарим детям радость,
свет..» (авторы О.А. Маркевич, О.А. Горшкова).
|
Познакомить с биографией и творчеством Т. Л. Пету-ховой. Воспитывать
гордость за талантливых земляков, которые прославляют наш
родной край.
|
апрель
|
Литературный вечер для родителей
«Светлый час поэзии».
|
Познакомить с биографиями поэтов вологодской земли. Расширять знания об их творчестве.
|
май
|
Оформление альбома рисунков по произведениям автора «Страна добра».
|
Вовлекать
родителей в совместную деятельность с
детьми.
|
в течение года
|
Консультации,
рекомендации по теме проекта.
|
Оказание
информационной помощи родителям.
|
Работа с социумом.
|
||
сентябрь
|
Экскурсия в библиотеку.
|
Продолжать знакомить детей с библиотекой. Дать знания о том, что в библиотеке можно взять книгу домой
почитать. В библиотеке работает библиотекарь, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу.
|
октябрь
|
Литературный час «Родные поэты», (проводится
в библиотеке)
|
Показать
отличие рассказа от стихотворения. Познакомить
с биографиями и творчеством поэтов вологодской земли: Т. Петуховой, Н.
Рубцова, Н. Дружи-нинского.
|
ноябрь
|
Экскурсия в школьную библиотеку «Как надо относиться к книге».
|
Уточнить знания
детей о том, что такое библиотека, кто в
ней работает. Закрепить знания детей о бережном и аккуратном отношении
к книгам. Познакомиться со школьной
библиотекой.
|
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1. Читаете ли вы вместе с ребёнком?
2. Как часто?
3. Что предпочитает слушать
Ваш малыш?
4. Как долго он может слушать
чтение?
5. Покупаете ли Вы ребёнку
книги в подарок?
6. Подписываетесь ли Вы на
периодическую печать для малышей?
7. Посещаете ли Вы с детьми
библиотеку?
8. Каких писателей и поэтов
Вологодского края Вы знаете?
9. С какими писателями -
земляками Вы знакомите своих детей?
10. Ваши предложения и
пожелания воспитателям на тему «Книга и дети».
Очень хороший проект.
ОтветитьУдалитьЗамечательный проект!
ОтветитьУдалить