0+
Система Orphus

понедельник, 17 сентября 2012 г.

Литературно-образовательный проект по творчеству Татьяны Леонидовны Петуховой



Составила: Зорина Светлана Львовна,        воспитатель дошкольной группы,        квалификационная категория,  БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа, 
Грязовецкий район.



От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».                                                          
/В. А. Сухомлинский
Участники проекта: дети разновозрастной группы, педагоги дошкольной группы, родители вос­питанников.
Срок реализации:   в течение года.
Образовательные области:   художественная литература, коммуникация, художественное твор­чество, социализация.
Целями данного проекта является формирование коммуникативных и речевых умений детей дошкольного возраста на основе работы с детской книгой; развитие свободной творческой личности ребёнка; приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.


Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:


1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Т.Л. Петуховой, прививать любовь к её творчеству.
2.   Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений.               
3.  Совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание  при слушании литературных произведений.                                                                                     
4.  Развивать у детей интерес к заучиванию поэтических произведений.   
                                         
5.   Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источ-              
нику содержательного и занимательного проведения досуга.                                                          
6.  Развивать речь как средство общения; учить строить высказывания. Обогащение и активизация словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.             
7.  Развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников.                        
8.  Воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш край.                                                        
    9. Расширять представления родителей о детской литературе.

Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспита­ния. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грам­матически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать во­прос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог.
 Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Ознакомление с художественной литературой тесно связано с развитием речи.
Опыт работы с детьми показывает, что, к сожалению, в век компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям, предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством писателей - земляков семьи знакомы недостаточно.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нём, формиро­вать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Надеюсь, что благодаря знакомству с произведениями Т. Л. Петуховой дети познакомятся с художественным описанием жизни; обогатится их речь, дети научатся вести непринуждён­ную беседу, смогут грамотно доказывать своё мнение, научатся выразительно читать стихи и быть внимательными слушателями. Дети и родители познакомятся с новыми формами ра­боты с книгой и чаще будут устраивать семейные чтения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Срок.
Содержание.
Задачи.
1-й этап — накопление знаний.
сентябрь
Беседа «Все работы хороши».
Закрепить знания детей о разнообразных профессиях -их названии и роде деятельности; рассказать о профес­сии «писатель», «поэт»; воспитывать уважение к труду взрослых.
сентябрь
Подбор литературы.
Пополнение библиотечки дошкольной группы книгами Т. Л. Петуховой.
октябрь
Просмотр фрагментов пре­зентации «Подарим детям радость, свет..» 
Знакомить детей с биографией и творчеством Т. Л. Петуховой. Воспитывать гордость за талантливых земляков, которые прославляют наш родной край.
ноябрь
Беседа «Откуда пришла книга?»
Дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень дол­го, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к кни­гам надо относиться очень бережно.
декабрь
Просмотр видеофильма «На вотчине Деда Мороза».
Расширять представления детей о культуре родного края, знания о сказочном персонаже.
в течение года
Рассматривание книг, иллю­страций по произведениям Т. Л. Петуховой.
Вызвать эмоциональный отклик у детей. Воспитывать у детей внимание, усидчивость.
в течение года
Чтение произведений по­этессы в вечернее время без комментариев и вопросов.
Воспитывать уважение к людям, прославившим Воло­годский край. Расширять знания детей о творчестве писательницы и поэтессы Т. Л. Петуховой.
в течение года
Художественное творчество по произведениям Т.Л. Пету­ховой (индивидуальная рабо­та).
Учить отражать свои впечатления от произведений в творчестве. Воспитывать у детей любовь к природе, чувство доб­роты, дружбы, товарищества, умение понимать юмор.
в течение года
Сюжетно - ролевая игра «Библиотека».
Учить детей ставить друг другу игровые (разнообраз­ные) задачи. Учить выбирать любые предметные способы решения игровых задач: обобщённые игровые задачи и действия с предметами-заместителями, игровые действия с во­ображаемыми предметами. Учить детей правилам пользования книгами.
в течение года
Музыкальная деятельность.
Знакомство и разучивание песен на стихи Т. Л. Пету­ховой «Давай не будем хмуриться», «Чёрный кот», «Эх, папа!».

2-й этап -практический.
сентябрь
В книжном уголке поместить портрет Т.Л. Петуховой, оформить выставку книг по­этессы.
Познакомить детей с биографией и творчеством Т. Л. Петуховой.
Развивать умение отвечать на вопросы по данной теме.
октябрь
Заучивание стихотворения «Модница».
(коммуникация, художест­венная литература)
Помочь детям понять содержание стихотворения. Учить читать его выразительно: особенно строчки «Как я могу загорать, если платьев сорок пять?!». Закрепить знания детей об овощах. Активизация сло­варя: капуста, помидор, овощи, модница.
октябрь
Драматизация стихотворения «Модница».
Закрепить знание текста стихотворения. Обыгрывание стихотворения в свободной, самостоя­тельной деятельности.
ноябрь
«Снег родился».
(коммуникация, художест­венная литература, художе­ственное творчество)
Помочь детям понять содержание стихотворения и за­помнить его. Учить выразительно читать стихи. Воспитывать у детей любовь к природе, умение видеть её красоту. Упражнять детей в умении передавать в рисунке явле­ния природы. Активизация словаря: распахиваю, самый чистый, пер­вый снегопад, снег родился.
декабрь
Творческое рассказывание «Сказка про Деда Мороза», (коммуникация, художест­венная литература)
Подготовка детей старшего возраста к литературно-словесному творчеству. Упражнять детей в умении заканчивать начатое взрос­лым предложение, составлять предложения по образ-
цу-
Использование различных синтаксических конструк­ций, употребление согласованных существительных и глаголов. Познакомить детей со стихотворением вологодской поэтессы Т.Л. Петуховой «Дивное царство». Развивать детское воображение, мышление, сообрази­тельность.
январь
«Снеговик».
(коммуникация, художест­венная литература, художе­ственное творчество)
Упражнять детей старшего возраста в образовании од-нокоренных слов. Познакомить детей со стихотворением вологодской поэтессы Т.Л. Петуховой «Снеговик». Продолжать учить анализировать текст. Учить наизусть стихи. Закреплять знания о круглой форме, о различии пред­метов по величине. Учить приёмам вырезывания кругов из квадратов. Дополнять изображение дополнительными деталями. Формировать умение работать в коллективе.
февраль
Инсценировка стихотворения Т.Л. Петуховой «Доброе слово».
Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи. Воспитывать у детей нравственные качества: доброту, чувство дружбы. Продолжать учить детей старшего возраста вырази­тельно читать стихи, инсценировать их.

март
«Самая хорошая».
(коммуникация, художест­венная литература, художе­ственное творчество, социа­лизация)
Формировать (у детей ср.возр.), совершенствовать (у детей ст. возр.) умение согласовывать слова в предло­жении, совершенствовать диалогическую и повество­вательную речь, обогащать речь детей прилагательны­ми. Продолжать знакомить детей с творчеством вологод­ской поэтессы Т.Л. Петуховои, продолжать учить ана­лизировать текст с помощью вопросов и ответов. Учить располагать изображения цветов на всём листе (ср.возр), совершенствовать умение рисовать портрет (ст. возр.).
апрель
Целевая прогулка по участку.
Познакомить со стихотворениями «Вот и мы!», «Зачем сломали веточку?». Воспитание любви к природе, осознанного отношения к ней, показать детям пробуждение природы (расти­тельного мира).
май
«Путешествие по разноцвет­ным страничкам».
Уточнить знания детей об особенностях литературного творчества вологодской поэтессы Т.Л. Петуховои: её стихи учат любить природу; добру, трудолюбию; неко­торые из них весёлые, озорные. Через поэзию воспитывать у детей нравственные каче­ства, чувство дружбы и товарищества, трудолюбие, умение понимать шутку, юмор. Продолжать учить выразительно читать стихи, инсце­нировать их, петь песни. Активизация словаря: модница, доброта, портниха, «темна глубина», «шевелит лучами, словно плавника­ми».
июнь
Целевая прогулка на луг.
Познакомить со стихотворением «Одуванчик - пара­шют». Воспитывать у детей наблюдательность, умение заме­чать красоту природы.
июнь
Викторина «Угадай стихотворение».
Систематизировать знания детей о творчестве поэтес­сы Т. Л. Петуховои. Вызвать у детей эмоциональный отклик на стихи.
3-й этап - презентация проекта.
апрель
Выставка детских творческих работ.
Показать, как дети отражают свои впечатления от произведений Татьяны Леонидовны Петуховои в твор­честве, используя разные художественные материалы.
май
Конкурс чтецов по произве­дениям Т.Л. Петуховои.
Систематизирование знаний детей о литературном творчестве вологодской поэтессы Т. Л. Петуховои.
Продолжение работы над выразительным чтением детьми стихотворений.
июнь
Анализ результативности.
Проанализировать, добились ли в результате реализа­ции проекта того, что ожидали от него. Актуален ли и эффективен метод проектирования по ознакомлению с творчеством поэтов на практике.



Работа с родителями.
октябрь
Анкетирование родителей.
Выявить уровень увлечения чтением в семье.
октябрь
Просмотр презентации «По­дарим детям радость, свет..» (авторы О.А. Маркевич, О.А. Горшкова).
Познакомить с биографией и творчеством Т. Л. Пету-ховой. Воспитывать гордость за талантливых земляков, кото­рые прославляют наш родной край.
апрель
Литературный вечер для ро­дителей «Светлый час по­эзии».
Познакомить с биографиями поэтов вологодской зем­ли. Расширять знания об их творчестве.
май
Оформление альбома рисун­ков по произведениям автора «Страна добра».
Вовлекать родителей в совместную деятельность с
детьми.
в течение года
Консультации, рекомендации по теме проекта.
Оказание информационной помощи родителям.
Работа с социумом.
сентябрь
Экскурсия в библиотеку.
Продолжать знакомить детей с библиотекой. Дать знания о том, что в библиотеке можно взять книгу до­мой почитать. В библиотеке работает библиотекарь, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу.
октябрь
Литературный час «Родные поэты», (проводится в библиотеке)
Показать отличие рассказа от стихотворения. Познакомить с биографиями и творчеством поэтов во­логодской земли: Т. Петуховой, Н. Рубцова, Н. Дружи-нинского.
ноябрь
Экскурсия в школьную биб­лиотеку «Как надо относить­ся к книге».
Уточнить знания детей о том, что такое библиотека, кто в ней работает. Закрепить знания детей о бережном и аккуратном отношении к книгам. Познакомиться со школьной библиотекой.



АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.


1.  Читаете ли вы вместе с ребёнком?
2.    Как часто?
3.   Что предпочитает слушать Ваш малыш?
4.  Как долго он может слушать чтение?
5.    Покупаете ли Вы ребёнку книги в подарок?
6.   Подписываетесь ли Вы на периодическую печать для малышей?
7.    Посещаете ли Вы с детьми библиотеку?
8.    Каких писателей и поэтов Вологодского края Вы знаете?
9.      С какими писателями - земляками Вы знакомите своих детей?
10.   Ваши предложения и пожелания воспитателям на тему «Книга и дети».

2 комментария: